× Главная Мои работы Как заказать Контакты
Иконы Спасителя Иконы Пресвятой Богородицы Иконы Ангелов - Небесных Сил Иконы Святых Иконы Святой Троицы Мерная икона Иконы венчальные Семейная икона Все мои работы

Святой образ - это свет другого мира

Святой образ - это свет другого мира.

Святой образ - это свет другого мира.

       Икона Ангела Хранителя   Икона Ангела Хранителя       

И. Бенчев

Ангелы Хранители


      Не все ли они суть служебные духи, по¬сылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1, 14).
      Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [моего] хранить тебя на пути и ввести  тебя в то место, которое Я приготовил тебе (Исх.23, 20).
     …Ибо Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тя, да не преткнешься о камень ногою твоею. (Пс .90,11—12).

В книге Еноха (иудейском апокрифе II века  до Р.Х.)  ангел Метатрон («стоящий у престола») называется уполномоченным Бога, начальником серафимов и ангелом-хранителем всего мира115. Согласно Библии (Втор. 32), у каждого народа, каждой Церкви, земли, страны, области, у каждого города, у некоторых людей (Деян. 12, 15) и, безусловно, у каждого ребенка (Мф. 18, 2—10) есть свой ангел-хранитель.

Как и древние евреи, ранние учители  Церкви — Климент Александрийский, Ориген и Евсевий — верили, что отдельные народы находятся под защитой ангелов, которые правят ими и наставляют на путъ  истинный.

В поучении, содержащемся в «Повести временных лет» (1110 год), со ссылкой на Епифания Кипрского говорится: «Ко всем созданиям ангелы приставлены, и также приставлен к каждой стране, чтобы охранять каждую из стран, даже если  языческие». Согласно Тертуллиану, к каждому человеку приставлен ангел, который печется о развитии ребенка, когда тот еще находится в утробе матери. Климент Александрийский (ок. 200 года) был, видимо, одним из первых отцов Церкви, обратившихся к теме ангелов. 

«Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, заботящиеся о них и содействующие им… В этом уверяет вас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синат 113, 131).

 «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим», - произносит диакон во время Литургии. «Ибо согласно христианской вере каждому человеку Бог дает ангела, который оберегает его на протяжении всей его жизни», — говорится в сборнике «Златоструй», созданном в XIV веке. «Ангел человеку зла не сваряиет, нъ благое мыслить нему всегда», — читаем мы в одном из жизнеописаний святых Бориса и Глеба. Фома Аквинский (1226—1274 годы) в своемглавном труде «Summa Theologiae» подчеркивал роль ангела как хранителя и защитника: он полагал, что к каждому человеку приставлен ангел-хранитель, который оказывает ему помощь, не ущемляя  при этом его стремления к свободе и волеизъявления.

После того, как на Западе в ходе контрреформации значение ангелов-хранителей существенно возросло, их культ через католическую Польшу проник и на территорию России. С 1529 года в Испании существовал праздник ангела-хранителя, который позднее появился и во Франции, а в 1608 году папа Павел V установил его для всей Католической Церкви. (С 1667 года по решению папы Климента IX этот праздник отмечался в первое воскресенье сентября, с 1853 года он отмечается 2 октября служением в церквах особой службы.)

Самым популярным ангелом-хранителем на Западе считается Рафаил, сопровождавший во время путешествия юного Товия. В Восточной Церкви ангелами-хранителями являются архангелы Михаил и Гавриил, которым в монументальной живописи Каппадокии посвящено огромное количество апокрифических сцен.

Представление о специально приставленном к каждому человеку ангелу-хранителю широко распространено во всем православии, хотя изображение такого ангела появилось на Руси лишь в XVI веке и распространение его ограничивается почти только территорией России.

Уже в первом русском катехизисе Киевского митрополита Петра Могилы (ХVII век) ангел-хранитель играет существенную роль. В катехизисе, действующем и по сей день, святитель Московский Филарет (Дроздов) (1826—1867 годы) излагает целое  учение об ангелах-хранителях. Это учение опирается, в частности, на тексты псалма 90 (Пс. 90, 11—12) и Евангелия от Мат¬фея (Мф. 18, 10). Автор другого катехизиса — чешский православный епископ Горазд (1940 год), опираясь на тот же текст Евангелия от Матфея, пришел к следующему выводу: «…каждый из нас живет защи¬той ангела-хранителя и поступает согласно его внушениям».

В своем утверждении о том, что «добрые ангелы защищают нас от всякого зла, наводят на добрые мысли, вселяют в нас добрые чувства и молятся за нас», епи¬скоп Горазд опирается на тексты из Быт. 19, 1 и след., Зах, 1, 12 и след., Лк. 1, 11 —20, Деян. 5, 19 и след., а также тексты из Откр.  8,  2 и след.

Иконографический тип ангела-хранителя в изобразительном искусстве раннего христианства был неразрывно связан с библейским текстом, в котором упоминались лишь ангел Господень, а также Михаил или Рафаил.

Тема персонального ангела-хранителя приобрела на Руси XVI века важное значение. И затем на протяжении длительного времени оказывала сильнейшее влияние на иконопись.

Объясняется это тем, что появление ан¬гелов, являющихся альтернативой могущественному Михаилу, следует рассматривать  — независимо от того, происходило это под влиянием Запада или нет — как следствие распространения идей гуманизма и появления нового человека — человека эпохи Ренессанса.

Основательным изучением русских икон ангелов-хранителей занимался славист из Фрейбурга Т. Дайбер. В исконно русской иконографии ангела-хранителя, сформировавшейся, видимо, в Москве около 1600 года, соединились воедино доктрина и благочестие.

Согласно Т. Дайберу, образы ангелов-хранителей делятся на три основных типа: простой, фронтальный образ, свойственый, изображениям архангелов; повествовательный образ; и третий, тоже повествовательный, но включающий в себя мотивы, заимствованные из аллегорической иконы «Чистая душа».

Для икон второго типа иконографическим образцом послужили гравюры западных «Книг мертвых». Надписи на некоторых русских иконах заимствованы из апокрифического «Апокалипсиса апостола Павла». Отдельные главы этого апокрифа были включены в XVI веке в русские сборники монастырских уставов и молитвословы.

Икона XVII века «Ангела-хранитель с похождениями» была впервые опубликована в 1910 году русским ученым графом АС Уваровым, который также первым ука¬зал на «Апокалипсис апостола Павла» как на иконографический источник. В третьей главе этого Апокалипсиса, созданного неизвестным автором, говорится о том, что в первые часы наступающего дня личный ангел-хранитель каждого отдельного человека является перед Господом и рас¬сказывает Ему обо всех делах и поступках своего подопечного.

При этом одинаково важно все, что сделал человек, — как днем, так и ночью, то есть в мире действительном и в мире мыслей и сна; учитываются все его добрые деяния и все плохие поступки.

Вооруженный крестом и палящим мечом ангел-хранитель всегда готов защитить своего подопечного от диавола.

На уваровской иконе изображен даже крайне редко встречающийся в иконографии ангел смерти, известный по западным «Книгам мертвых». Уваров упустил из виду, что о подобных ангельских видениях писал еще святой Нифонт, живший в IV веке и в весьма преклонном возрасте ставший епископом Кипрским (память 23 декабря).

Нифонт, по его словам, видел «прозорливыма очима», как души разлучаются с телами, как ангелы по воздуху несут души праведников, как по пути их останавливают темные силы и находят совершенные грехи, и как другие ангелы расспрашивают ангела-хранителя о деяниях его подопечной души.

При этом ангел-хранитель пытается оправдать совершенные грехи: да, эта душа грешила, но она искренне покаялась в своих грехах, «омыла их слезами покаяния». На что ангелы отвечают: «Все грешники, исповедующие грехи свои со слезами, по милости Божией, могут получить прощение, а без покаяния умерших судить будет Бог». Нифонт также утверждает, что когда нечистые духи с адской радостью тащат душу грешника в геенну, то ангел-хранитель льет по подопечной душе горькие слезы.

Вопрос о спасении души имеет для верующих огромное, первостепенное значение, ибо душа бессмертна: «Таким образом, души получают от Бога нескончаемость своего бытия» (Дионисий Ареопагит «Имена Бога»).

Ранние русские иконы с сюжетом ангела-хранителя датируются XVII веком. Образ ангела-хранителя первого, простого типа написан в 1616 году. В данное время эта икона хранится в Государственом Русском музее в Санкт-Петербурге. Икона мастера Назария Савина (около 1629года) находится в собрании Государственного Исторического музея в Москве. Редкие, «коллекционные» иконы со сценами деяний ангелов-хранителей были особенно широко распространены в Русской Старообрядческой церкви и датируются главным образом XVIII и ХIХ веками.

Икона ангела-хранителя стала темой одной из самых знаменитых повестей Николая Лескова «Запечатленный ангел», действие которой разворачивается в среде старообрядцев.

В то время как в западном искусстве, особенно в XIX веке, идея ангела-хранителя довольно часто упрощалась и преподносилась в сентиментальном ключе, в православном искусстве сохранялся строгий образ ангела в белых одеждах с мечом и русским православным крестом в качестве атрибутов.

На русской иконе XIX века мы часто видим ангела-хранителя (как в среднике, так и на полях) среди святых заступников верующего, заказавшего у иконописца домашнюю икону. В остальном же вера в ангела-хранителя несопоставима с древней верой в персональных святых покровителей.
Святые врачеватели, например, покровительствуют всем верующим, святой патрон, именем которого назван человек, в равной степени оберегает всех людей, носящих его имя, в то время как ангел-хранитель лично печется только об одном человеке, к которому он приставлен.

Поэтому отдельные изображения ангела-хранителя на иконах не должны рассматриваться как изображения некоего ангела-заступника вообще, но только как ангела-хранителя одного конкретного человека, заказавшего для себя эту икону.

Источник:  И. Бенчев. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. – М., 2005.