× Главная Мои работы Как заказать Контакты
Иконы Спасителя Иконы Пресвятой Богородицы Иконы Ангелов - Небесных Сил Иконы Святых Иконы Святой Троицы Мерная икона Иконы венчальные Семейная икона Все мои работы

Святой образ - это свет другого мира

Святой образ - это свет другого мира.

Святой образ - это свет другого мира.

Святой благоверный князь  Даниил МосковскийПочитание и жизнеописание святого благоверного князя Даниила Московского

Даниил Александрович (1261, Владимир-на-Клязьме (?) - 5.03.1303, Москва), святой князь московский (память 4 марта, 30 августа, в воскресенье перед 26 августа - в Соборе Московских святых), четвертый, младший сын cвятого князя Александра Ярославича Невского. Небесным покровителем Даниила Александровича был изображенный на его печати прп. Даниил Столпник. После смерти отца Даниил Александрович получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было около 3 лет, его взял под опеку дядя - великий князь Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич, тиуны которого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271).

К началу 80-х гг. XIII в. относятся первые сведения о том, что Даниил Александрович стал принимать активное участие в политической жизни Северо-Восточной Руси. На 80-90-е гг. XIII в. пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - святым князем Димитрием Александровичем, который опирался на поддержку могущественного правителя западных улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, которого поддерживал также ряд русских князей, удалось к началу 1282 г. отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Даниил Александрович выступал на стороне кн. Андрея. В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем и новгородцами Даниил Александрович участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска которого встретили противников у Дмитрова. После пятидневного стояния и переговоров был заключен мир.

С этого времени можно говорить о сближении Даниила Александровича с князем Димитрием Александровичем и тверским князем святым Михаилом Ярославичем. В 1285 г. в отражении нападения литовцев на владения Тверского еп. Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А. Н. Насонова, когда в 1285 г. князь Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Даниил Александрович вместе с тверским князем Михаилом выступил на стороне великого князя Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», которого привел из Сарая князь Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»). Когда в 1289 г. Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Даниил Александрович выступил на стороне великого князя, с которым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с другими князьями Даниил Александрович участвовал в походе великого князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

В 1293 г. Андрей Александрович и его союзник ярославский князь святой Феодор Ростиславич Чёрный отправились в Сарай к хану Тохте с жалобами на великого князя Димитрия. Хан выслал против Димитрия и его союзников войско во главе со своим братом Туданом (в русских летописях он именуется Дюденем), которое жестоко разорило земли великого князя и его сторонников. Обманув («обольстиша») Даниила Александровича, ордынское войско захватило и разорило Москву, опустошило московские «волости и села». (Войско Тудана разорило также Можайск, прежде входивший в состав Смоленского княжества, правитель которого - князь Феодор Ростиславич - был союзником ордынцев. А. А. Горский объясняет разорение Можайска ордынскими войсками тем фактом, что к началу 90-х гг. XIII в. город уже являлся владением Даниила Александровича.)

Когда в 1294 г. Димитрий Александрович умер, Даниил Александрович стал во главе князей - противников Андрея, начавшего заявлять притязания на некоторые уделы. Как свидетельствует запись в новгородской Служебной Минее XII в, поздней осенью 1296 г. новгородцы выгнали наместников князя Андрея и пригласили на новгородский стол Даниила Александровича, приславшего в город наместником своего сына Иоанна (Иоанн I Даниилович Калита). Было заключено соглашение о союзе между Новгородом, Даниилом Александровичем и тверским князем Михаилом Ярославичем, по которому новгородцы обязались помогать князьям, «аже будет тягота... от Андрея или от татарина». Поскольку к этому времени установилась традиция, по которой великий князь Владимирский был одновременно и новгородским князем, вокняжение Даниила Александровича в Новгороде означало то, что новгородцы хотели его видеть на великокняжеском столе. В грамоте Новгороду Михаил Тверской также назвал Даниила Александровича «братом старейшимь», т. е. признал верховенство над собой. Все это позволяет характеризовать Даниила Александровича как одного из главных участников политической жизни Северо-Восточной Руси в последние годы XIII в.

Если Даниил Александрович и Михаил Ярославич собирали силы для борьбы с Андреем и его ордынскими покровителями, то союзник московского и тверского князей - сидевший в Переяславле сын Димитрия Александровича Иван - отправился за помощью в орду Ногая. Еще до его возвращения Андрей Александрович привел из Сарая войско во главе с Неврюем и хотел идти походом на Переяславль. Даниил Александрович и Михаил Тверской, собрав войска, стали у Юрьева-Польского и закрыли Андрею Александровичу дорогу. Стороны не решились на войну. На съезде во Владимире был заключен мир, участники съезда «поделившеся княжением... и разъехашася коиждо в свояси». Условия заключенного соглашения нам неизвестны. Ясно только, что великому князю Андрею не удалось занять Переяславль, но он сумел вернуть себе новгородский стол. Исследователи предполагают, что на этом съезде Даниил Александрович и его союзники признали сидевшего в Сарае хана Тохту своим сюзереном, а он дал им ярлыки на их княжества.

Если в 80-90-х гг. XIII в. Даниил Александрович был членом, а затем главой сильного союза князей, противостоявшего Андрею Александровичу и его союзникам - ростовским князьям, то к началу XIV в. положение осложнилось, так как Михаил Тверской перешел в ряды союзников великого князя Андрея. В 1300 г. на новом съезде князей в Дмитрове произошел разрыв отношений между Михаилом Тверским и Иваном Переяславским. В записи о съезде в Лаврентьевской летописи, которая в заключительной части отражает летопись, составленную при дворе Михаила Тверского, в перечне участников Даниил Александрович  указан на третьем месте, после великого князя Андрея и самого Михаила. По всей видимости, Михаил уже не признавал Даниила Александровича «братом стареишим».

Однако именно в этой неблагоприятной ситуации Даниил Александрович предпринял ряд действий, направленных на укрепление своего княжества. Осенью 1300 г., поддерживая младших членов рязанского княжеского дома в их борьбе за главный стол в Рязанской земле, Даниил Александрович пришел с войском к ее столице - Переяславлю и нанес поражение войску князя Константина, который «некакою хитростью» был взят в плен. Даниил Александрович не остановился перед тем, что на стороне рязанского князя выступали ордынские войска (как отметил летописец, «много и татар избито бысть»),- это был смелый шаг, так как к 1300 г. двоевластие в Орде прекратилось и все улусы подчинились власти хана Тохты. Ряд исследователей полагают, что в результате московско-рязанской войны в состав Московского княжества вошел рязанский г. Коломна с прилегающими волостями.

Новый важный шаг был предпринят в 1302 г. 15 мая умер бездетный переяславский князь Иван Дмитриевич, по свидетельству Троицкой летописи перед кончиной благословивший «в свое место князя Данила Московского в Переяславли княжити, того бо любяше паче инех». По традиции выморочные княжества входили в состав владений великого князя Владимирского и Андрей Александрович послал своих наместников в Переяславль, осенью того же года он отправился в Орду, возможно за ярлыком на Переяславское княжество. Зимой 1302-1303 г. Даниил Александрович., ссылаясь на волю князя Ивана, послал войска, которые выгнали наместников великого князя и заняли Переяславль. Благодаря действиям Даниила Александровича Московское княжество к концу его правления стало одним из самых сильных княжеств Северо-Восточной Руси.

В браке с княгиней Агриппиной Даниил Александрович имел сыновей: благоверного великого князя Георгия (Юрия) Данииловича († 1325), Михаила, Александра († 1308), Бориса († 1320), великого князя Иоанна Калиту († 1340), Симеона († после 1322), Василия, Афанасия Данииловича († 1322), Даниила  и дочь Анну († до 1353).

Даниил Александрович скончался «на Москве в своеи отчине в черньцех и в скиме» 5 марта 1303 г. Эта дата читается в Лаврентьевской и Троицкой летописях. В более поздних летописных сводах, прежде всего в Софийской I летописи старшего извода, указано 4 марта, эта же дата приведена в «Книге степенной царского родословия» и позднее получила общее признание; в «Описании о российских святых» читается 14 марта.

В Троицкой летописи (митрополичьем своде начала XV в.) сообщается, что Даниил Александрович был похоронен «в церкви святого Михаила на Москве». Это неверное указание связано с тем, что к началу XV в. прочно установился обычай хоронить московских князей в Архангельском соборе. В Рогожском летописце и Симеоновской летописи - текстах, отразивших тверскую редакцию того же московского свода,- говорится об основании Иоанном Калитой в 1330 г. на княжеском дворе в Кремле монастыря в честь Преображения Господня, во главе которого был поставлен настоятель в сане архимандрита. В этой связи отмечено, что ранее Даниил Александрович устроил «архимандритию из святаго Данила за рекою», где была поставлена церковь, посвященная его святому. По предположению В. А. Кучкина, для учреждения архимандритии Даниил Александрович воспользовался переездом в 1299 г. во Владимир из Киева митр. св. Максима. Однако известно, что со времени вокняжения Даниила Александровича Московская земля являлась частью Ростовской епархии, в 1273-1299 гг., вероятно, входила в состав Владимиро-Суздальской епархии. Таким образом, благословение на основание обители мог дать епархиальный архиерей. Поскольку в Архангельском соборе гробница Даниила Александровича не обнаружена, а она никак не могла быть забыта его потомками, есть веские основания согласиться со сведениями, приведенными в Степенной книге сер. XVI в., что Даниил Александрович был похоронен в основанном им в честь своего святого патрона монастыре. Произведенные в Даниловом монастыре в 80-х гг. XX в. археологические раскопки не обнаружили следов каменного храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - первой половиной XVI в., говорят о существовании здесь кладбища, которое, очевидно, находилось рядом с несохранившейся деревянной церковью Даниила Столпника.

В том же летописном известии указывается, что Иоанн Калита «приведе» архимандритию в Кремль «и близ себе учини ю». Составитель летописного рассказа видел в этом деяние, свидетельствующее о благочестии Калиты и о его заботе об обители, которую он переместил на свой двор, «хотя всегда в дозоре видети ю». Однако этот поступок сказался неблагоприятно на судьбе основанного Даниилом Александровичем монастыря и его гробницы, расположенной рядом с церковью Даниила Столпника. По рассказу Степенной книги, после переноса архимандритии и сам монастырь, «и села, и все наследие» были переданы под начало архимандрита Спасского монастыря. Со временем «нерадением архимандритов спасских» Данилов монастырь перестал существовать, на его месте сохранилась церковь, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское».

Почитание

Предание, записанное в середине XVI в. составителями Степенной книги, повествует о явлении Даниила Александровича юноше из свиты великого князя Иоанна III Васильевича; святой упрекнул великого князя за то, что он забыл своего предка. После этого Иоанн III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, чтобы молились о душах его предков, но на судьбе монастыря и погребения Даниила Александровича это никак не отразилось. К первой половине XVI в. относятся первые свидетельства о местном почитании Даниила Александровича как святого. В правление Василия III случилось чудо с князем И. М. Шуйским, который, несмотря на предупреждения одного из местных жителей, ступил ногой на камень, лежавший на могиле Даниила Александровича, чтобы сесть на коня. После такого поступка он едва не умер и исцелился лишь после того, как священник отслужил молебен у могилы Даниила Александровича. Уже в правление Иоанна IV Васильевича по молитве к Даниилу Александровичу исцелился больной сын ехавшего в Москву коломенского купца; юноша выздоровел, после того как его положили на гроб князя.

Поминание «благоверного великого князя-инока Данила» содержится в синодике великих и удельных князей и княгинь, отправленном в начале 1557 г. из Москвы Контантинопольскому патриарху Иоасафу II для внесения в патриарший синодик. В 50-х гг. XVI в. были приняты меры для восстановления Данилова монастыря, в котором гробница прямого предка московских правителей была бы окружена должным почитанием. В конце 50-х гг. в монастыре уже жила братия во главе со строителем. 6 декабря 1559 г. Иоанн IV пожаловал обители волость на юге Московского уезда. 18 мая 1561 г. в присутствии царя и митрополита святого Макария был освящен построенный в монастыре каменный собор в память «святых отец седми Соборов и пророка Даниила». Царь установил обычай, по которому ежегодно он сам и митрополит с собором должны были посещать монастырь, где в этот день должны были совершаться заупокойные службы по Даниилу Александровичу. На могиле князя, по-видимому, в это время была установлена плита с надписью, сообщавшей о его кончине 4 марта 6811 (1303) г. Надпись сохранилась в копии конца XVII - начала XVIII в.

30 августа 1652 г. по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона нетленные мощи Даниила Александровича были перенесены в собор в честь святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря и положены в раке напротив правого клироса (об этом сообщала надпись на плите близ раки). По монастырской описи 1701 г., рака с мощами Даниила Александровича стояла в юго-восточном углу собора, перед иконостасом. В 1763 г. рака со святыми мощами была перенесена в арку у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом. Деревянная рака имела серебряный оклад, устроенный на средства кн. Ф. И. Голицына. В 1812 г. франц. солдаты похитили оклад, в 1817 г. по проекту Е. Кафтанникова была изготовлена новая, серебряная позолоченная рака. В 1917 г. мощи Даниила Александровича  были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северо-восточного столпа, в 1929 г. рака вернулась в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1930 г. Данилов монастырь был закрыт, 7 октября во время всенощного бдения мощи Даниила Александровича были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 г. неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоиерей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку. В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей Даниила Александровича находится в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя Даниила Александровича), над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей Даниила Александровича.

Имя Даниила Александровича как святого не упоминается в Уставе московского Успенского собора (около 1634). В 1677 г. на церковном Соборе, обсуждавшем вопрос о канонизации святой княгини Анны Кашинской, было постановлено, что она заслуживает, как и Даниил Александрович, того, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Здесь же было отмечено, что хотя с мощами Даниила Александровича связаны «известная явления и чудеса», но служба в его честь не совершается: «Кондаков и тропарей не бысть и отныне и не есть». Однако уже в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.) под 4 марта отмечается преставление «святаго благовернаго князя Данила Александровича Московскаго, и погребен бысть в Даниловском монастыре, пострижен и в схиме, от негож создан бысть монастырь тот, и многа исцеления Бог дарова от гроба его всем приходящим с верою».

В 1724 г., при перенесении мощей святого князя Александра Невского из Владимира в санкт-петербургский Свято-Троицкий монастырь 30 августа, в день обретения мощей Даниила Александровича, был установлен общий праздник святым Александру Невскому и Даниилу Александровичу. В 1805 г. во имя Даниила Александровича был освящен придел в монастырском соборе в честь святых Отцов семи Вселенских Соборов.

Житие и служба

На рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. в высших светских и церковных кругах возник замысел создания «Книги степенной царского родословия» - произведения, в котором древнерусская история изображалась бы как серия биографий правивших Русской землей государей и где уделялось бы значительное внимание и жизни, и посмертной судьбе членов династии Рюриковичей. В тексте Степенной книги, работа над которой была завершена в 1563 г., в перечне «новых чудотворцев» - членов династии Рюриковичей - под 4 марта значилось «Житие преподобнаго великого князя Данила Донскаго [так!], иже на Москве». В Житие («Иже о блаженном великом князе Даниле сказания») внесены рассказы о чудесах у надгробия Д. А. с князем Шуйским и коломенским купцом. Степенная книга называет Даниила Александровича «святым», «праведнодержавным». В сообщении о его рождении он характеризуется как «наследник Русьскому царствию» и «великий князь». Князь прославляется как миротворец, который даже в ходе междоусобиц «бес кровопролития брань утоляше и мир составляше», благодаря чему «ни от кого же неврежена бысть держава его». Правление Даниила Александровича рассматривается как переломный этап в истории династии Рюриковичей и Русской земли, с ним связывали переход столичного статуса к Москве: «От Всеволода же Юрьевича и до Данила Александровича в Володимери державствоваху. От Данила же на Москве Богом утвержено бысть царствие Русских государей».

В повестях о начале Москвы XVII в., где отразились народные предания, возникшие, по-видимому, не ранее середины XVI в., Даниил Александрович выступает как мифологизированный персонаж: великий князь Даниил Иванович, суздальский князь Даниил Александрович. В тексте этих повестей отсутствуют следы почитания Даниила Александровича как святого. Лишь однажды он называется «благоверным князем», принявшим «мученическую смерть от прелюбодеев жены своея», и уподобляется святым князьям Борису и Глебу.

Наиболее ранняя сохранившаяся служба Даниилу Александровичу была составлена по повелению патриарха святителя Иова († 1607) «тщанием и труды» С. Р. Алферьева и инока Сергия из переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря. Однако этот текст не получил распространения. В правление царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей возникла его новая редакция, в которой уже многократно упоминалась рака, появившаяся в 1652 г. Новая служба Д. А. была написана в 1711 г. иеромонахом Чудова монастыря и справщиком Печатного двора Карионом (Истоминым) по заказу игумена Данилова монастыря Макария и старца Кариона (Борина). Еще одна служба Даниилу Александровичу  была составлена при императрице Елизавете Петровне, образцом для нее стала служба святому Александру Невскому. Опубликованная митрополитом Платоном в 1791 г. вместе с Житием, она получила наибольшее распространение в обиходе РПЦ.

Б . Н . Флоря

 

Источник: "Православная энциклопедия", М., 2009, т. 14.